Наша история
Российский союз объединений, ассоциаций, предприятий и организаций авиационной промышленности (Россоюз «Авиапром») был учрежден общим собранием предприятий и организаций, находившихся в ведении Министерства авиационной промышленности СССР, 30 октября 1991 года после принятия Постановления Совета министров РСФСР №439 от 24 августа 1991 года о реформировании Совета министров СССР и передаче союзных министерств в подчинение Совету Министров РСФСР.
Устав Россоюза «Авиапром» был зарегистрирован в Московской регистрационной палате 6 декабря 1991 г.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июня 1991 г. №721 Россоюз «Авиапром» был преобразован в открытое акционерное общество «Авиационная промышленность».
12 февраля 1993 г. Общество было зарегистрировано Московской Регистрационной Палатой за №006.303. Акционерами общества стали 291 юридическое лицо - предприятия авиационной промышленности России и других стран СНГ, Балтии. В настоящее время акционерами ОАО «Авиапром» являются 304 предприятия.
Основной целью создания Россоюза «Авиапром» являлось обеспечение координации деятельности сотен производственных предприятий и научных организаций отрасли в условиях разорванных производственно-экономических связей, системного кризиса и не сформированной промышленной политики государства.
У истоков Россоюза «Авиапром» и ОАО «Авиапром» стояли авторитетные руководители и специалисты отрасли Александр Николаевич Геращенко, Юрий Александрович Бардин, Аполлон Сергеевич Сысцов, Владимир Тимофеевич Иванов, Александр Михайлович Батков, Константин Николаевич Казённов, Владимир Михайлович Фадеев, Николай Михайлович Орлов, Виктор Александрович Зеленов, Рамиль Бареевич Урманов, Владимир Валентинович Апакидзе и другие. Многие из них и сейчас успешно работают в ОАО «Авиапром».
Обладая глубокими профессиональными знаниями, большим управленческим опытом, владея полной информацией о каждом предприятии авиапрома и изделии авиационной техники, бывшие руководители и ведущие специалисты Министерства авиационной промышленности, ликвидированного в феврале 1992 года, не поддались искушению предлагаемыми высокими должностями и окладами в разных структурах. Они единодушно приняли стратегическое для сохранения отрасли решение: в новых социально-экономических и общественно-политических условиях объединиться для решения общеотраслевых задач по восстановлению и развитию кооперационных связей между многочисленными предприятиями и организациями России, Украины, Узбекистана и других новых государств, возникших на пространстве бывшего СССР, и представлявшими ранее единый глубоко интегрированный научно-промышленный комплекс, ориентированный на создание, производство и сбыт конкурентоспособной военной и гражданской авиационной техники различного назначения. Президентом Россоюза «Авиапром» руководители предприятий и научных организаций отрасли единодушно избрали А.Н. Геращенко, исполнявшего тогда обязанности Министра авиационной промышленности. В Россоюз «Авиапром» перешли 400 из 1100 сотрудников Минавиапрома, в том числе все начальники Главных управлений. Практически в Россоюзе была сохранена структура Министерства авиационной промышленности, что позволяло в новом статусе достаточно эффективно выполнять все координирующие функции в отрасли.
Для обеспечения функционирования Департамента авиационной промышленности Минпрома Российской Федерации, который возглавил бывший заместитель министра А.Г. Братухин, туда перешли 60 ведущих сотрудников бывшего Минавиапрома, в том числе большинство заместителей начальников Главков. В сложный переходный период, когда особенно остро стоял вопрос сохранения авиастроительной отрасли как таковой, все возникающие вопросы решались в Россоюзе «Авиапром» и Департаменте авиационной промышленности согласованно и оперативно, при этом сотрудники отраслевых структур равнозначно воспринимали указания президента Россоюза и генерального директора Департамента.
Многие высококвалифицированные опытные сотрудники Минавиапрома по их согласию были направлены для работы в отдел «Авиабанка» по финансированию конверсионных программ предприятий, на что выделялись средства из госбюджета, а также в Ассоциацию «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), «Союз авиастроителей», страховую компанию «Авикос», организации «Авиааудит», «Авиаснабсбыт», «Авиакомплектация» и другие структуры. Для координации их деятельности с учётом общеотраслевых задач эти организации также вошли в состав Россоюза «Авиапром».
Деятельность Россоюза и после преобразования в ОАО «Авиапром» в период 90-х годов была направлена, прежде всего, на оказание предприятиям авиационной промышленности методической и организационной помощи, в обеспечении их выживания, сохранении объёма научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, определении источников финансирования. Наши специалисты решали в федеральных министерствах и ведомствах вопросы организации коопераций по созданию и производству авиационной техники, обеспечению её конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Они активно участвовали в разработке, а потом в организации выполнения и анализе результатов Программы развития гражданской авиационной техники до 2000 г., действовавшей с 1992 года. Главное значение этой Программы состояло в том, что она предусматривала финансирование из госбюджета работ по созданию, доводке и сертификации перспективных гражданских самолётов марок «Ил», «Ту», «Як», «Ан», «Бе», вертолётов «Ми» и «Ка», авиационных двигателей к ним, разработку пилотно-навигационного оборудования, новых материалов и технологий. Перечень самолётов и вертолётов, выпуск которых планировался по этой Программе в 1992 – 2000 годах, полностью закрывал потребности России в современной гражданской авиационной технике, хорошо адаптированной к условиям нашей страны. Планировалось выпустить за этот период в России и странах СНГ 9049 летательных аппаратов, включая АОН.
В сложных условиях приватизации предприятий отрасли, отвлечения ресурсов в связи с конверсией, хронического недофинансирования основного производства и длительных задержек оплаты труда при галопирующей инфляции, руководителям и специалистам Россоюза «Авиапром» и Департамента авиационной промышленности удалось наладить кооперацию и обеспечить выпуск в 1992 году 81 гражданского самолёта (7 Ил-62М, 6 Ил-86, 1 Ил-96, 20 Як-42Д, 39 Ту-154М, 4 Ту-204, 4 Ан-124) и 337 гражданских вертолётов. На 11 самолётов и 19 вертолётов больше, чем было выпущено в 1991 году! В 1993 году было выпущено 72 гражданских самолёта и 202 гражданских вертолёта.
К сожалению, объём финансирования Программы в 1993 году составил всего 50% от запланированного, а в 1994 году бюджетное финансирование производства гражданской авиатехники практически прекратилось. Несмотря на то, что 26 января 1996 года по Указу Президента Российской Федерации статус этой Программы был повышен до «Федеральной целевой программы развития авиационной техники России до 2000 года», в 1996 и 1997 годах её профинансировали всего на 16% от плана.
Одновременно с проблемами в авиационной промышленности в России и странах СНГ нарастал кризис рынка гражданской авиатехники: дезинтеграция отечественных авиакомпаний, падение реальных доходов населения и рост цен на авиабилеты привели к резкому – в 2,5 раза – падению спроса на авиаперевозки.
С оборонным заказом дело обстояло не лучше: с сотен боевых самолётов и вертолётов он снизился до единичных экземпляров.
С момента учреждения перед Россоюзом «Авиапром» была поставлена задача оперативно перестраивать и организовывать работу по воссозданию и обновлению основных фондов отрасли в новых рыночных условиях, при этом обеспечить комплексное развитие авиационной промышленности, включая социальную инфраструктуру. В 1991 году специализированной структурой Россоюза «Авиапром» – отделением инвестиций и развития, преобразованным позже в исполнительную дирекцию фирмы «Авиапроминвест», было обеспечено завершение строительства и сдача в эксплуатацию 117 тыс. кв. метров промышленных площадей, 574 тыс. кв. метров жилья, детских садов на 1840 мест, школ на 3294 учебных места, ПТУ на 400 учащихся, поликлиники на 675 мест. Было введено основных производственных фондов на сумму 1,3 млрд. рублей. К сожалению, 1991 год можно назвать последним годом, когда отрасль, вложив более 1,5 млрд. рублей собственных заработанных средств, обеспечила сохранение и комплексное развитие производственной и социальной инфраструктуры в указанных объёмах.
В условиях сокращения производства до 20-30% от имеющихся мощностей, жизненно важное значение для сохранения предприятий отрасли имели мероприятия Россоюза – ОАО «Авиапром» совместно с «Роспрофавиа» и другими организациями, направленные на поддержку трудовых коллективов, сохранение квалифицированных кадров авиастроителей.
В начале 90-х годов Россоюз «Авиапром» от имени предприятий отрасли подписал первое в истории новой России трёхстороннее отраслевое тарифное соглашение, в котором были максимально учтены предложения «Роспрофавиа». Это соглашение стало основой для заключения на предприятиях отрасли коллективных договоров и сыграло важную роль в защите социальных и экономических интересов трудящихся авиационной промышленности.
Россоюз – ОАО «Авиапром» вместе с отраслевым профсоюзом и Департаментом авиационной промышленности Минпрома РФ добивались от Правительства России выделения из госбюджета дополнительных средств на поддержку объектов социальной инфраструктуры предприятий отрасли, на финансирование по фонду потребления, что также способствовало выживанию трудовых коллективов. В результате этих совместных мероприятий удалось избежать на предприятиях массовых увольнений, сохранить саму возможность выхода из кризиса и возрождения отрасли на новом уровне.
В результате неоднократных обращений коллективов предприятий и общественных организаций, включая ОАО «Авиапром», к Президенту, Государственной Думе и Правительству России удалось доказать стратегическую важность авиационной промышленности для обеспечения обороноспособности и социально-экономического развития страны, в том числе её высокий финансово-экономический потенциал при грамотной целенаправленной государственной поддержке. В 1997-1998 годах были приняты решения, направленные на вывод оборонной промышленности из кризисного состояния. Было восстановлено бюджетное финансирование Программы развития гражданской авиационной техники, обеспечено кредитование экспорта, повышен уровень руководства авиационной промышленностью в федеральных органах исполнительной власти.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997г. №1552 и от 15 апреля 2000 г. №344 ОАО «Авиапром» поручено выполнение важной общеотраслевой функции – регулирование авиационной деятельности в экспериментальной авиации.
В 2001 г. Президентом Российской Федерации были утверждены разработанные с участием ОАО «Авиапром» «Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности». В обеспечение реализации Основ политики постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 г.», которая предусматривает комплекс конкретных мер по развитию производства авиационной техники в отечественной промышленности. ОАО «Авиапром» совместно с производственными предприятиями, головными научно-техническими и научно исследовательскими институтами активно участвовало в её разработке и обеспечивает комплексный мониторинг реализации.
Началу работы промышленности по новой Федеральной целевой программе развития гражданской авиационной техники предшествовал этап серьёзной подготовительной работы с активным участием ОАО «Авиапром» в комитетах и комиссиях Государственной Думы и Совета Федерации по обоснованию формирования бюджетных ассигнований на НИР и ОКР, капитальных вложений, стимулированию становления и развития в России лизинга отечественной гражданской авиатехники.
ОАО «Авиапром» совместно с ведущими отраслевыми НИИ участвовало в разработке практически всех системных проектов по созданию интегрированных структур в авиационной промышленности и осуществляет анализ интеграционных процессов в отрасли. Разрабатываются предложения по направлениям развития сформированных корпораций и повышению эффективности их взаимодействия для гарантированного выполнения государственных заказов.
В целом деятельность ОАО «Авиапром» ориентирована на максимальное участие в выработке и реализации государственной промышленной политики России в области авиастроения, расширение и укрепление кооперационных связей в отрасли. Эта деятельность реализуется в ряде направлений, основными из которых являются:
- формирование совместно с головными НТЦ и НИИ долгосрочных программ создания, развития, производства и сбыта новой авиационной техники, структурных преобразований в авиапромышленности;
- обоснование и подготовка проектов законодательных и нормативных актов в интересах авиапромышленности;
- регулирование авиационной деятельности в экспериментальной авиации в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации;
- содействие в организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также непосредственное участие в их выполнении;
- мониторинг состояния материально-технической базы научных и производственных предприятий отрасли, разработка предложений по её модернизации и обновлению;
- участие в подготовке бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства предприятий отрасли;
- выполнение полного комплекса проектных и строительных работ в качестве генподрядчика, комплектация предприятий отрасли современным технологическим оборудованием;
- техническое сопровождение всех стадий технического перевооружения, реконструкции и модернизации предприятий авиастроения;
- обеспечение поставки кондиционных комплектующих изделий, запасных частей и контрольно-проверочной аппаратуры для производства, ремонта и эксплуатации воздушных судов и другие направления.
С 2008 года генеральным директором ОАО «Авиапром» назначен Виктор Дмитриевич Кузнецов, имеющий большой многолетний опыт работы в отечественном авиастроении, как на производстве, так и в центральном аппарате Министерства авиационной промышленности СССР в должности заместителя начальника Главка.
Действуя в интересах своих учредителей и акционеров – предприятий отрасли, выполняя их решения, сформулированные на общих собраниях и совете директоров, ОАО «Авиапром» в последние годы существенно увеличило объёмы и спектр оказываемых услуг. Так, например, в 2010 г. объём выполненных работ вырос на 15% по сравнению с 2009 г. При этом обеспечен рост по всем основным направлениям деятельности.
ОАО "Авиапром" активно участвует в подготовке и реализации государственной инвестиционной политики, направленной на ускоренную материально-техническую и технологическую модернизацию научных и производственных предприятий авиационной промышленности.
В 2010 г. специализированные фирмы ОАО «Авиапром» в качестве генподрядчика выполнили работы по техническому перевооружению и реконструкции на восьми предприятиях авиационной промышленности,в том числе в ОАО "Компания "Сухой" (объекты в г. Москве и г. Комсомольск-на-Амуре), ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" (ОАО "НПП "Мотор" в г. Уфе), ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (ОАО "ГосМКБ "Радуга" им. А.Я.Березняка" в г. Дубне и г. Ахтубинске), ФГУП "НИИ парашютостроения" (площадки в г. Москве и г. Киржаче). На вышеуказанных объектах авиационной промышленности были своевременно и качественно проведены строительно-монтажные работы, смонтировано оборудование, в том числе уникальное и технологически сложное.
Большое влияние на выполнение плановых заданий по капитальному строительству в отрасли оказывает работа действующего на базе ОАО "Авиапром" отраслевого проблемного совета ПС1А НТС Минпромторга России ("Проблемный совет по развитию производственной, экспериментальной и лабораторно-стендовой базы авиационной промышленности"). На заседаниях этого проблемного совета руководители и специалисты предприятий систематически рассматривают вопросы организации, финансирования и методического обеспечения инвестиционных процессов в авиационной промышленности.
Учитывая многократно увеличившийся за последние несколько лет объём государственных инвестиций в комплексную модернизацию материально-технической и технологической базы научных и производственных предприятий авиационной промышленности, а также проблемы, возникающие с эффективным освоением этих средств, ОАО «Авиапром» и ведущие проектные институты ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ», ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» и ОАО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ» выступили инициаторами консолидации деятельности проектных, строительных, инвестиционных предприятий и организаций отрасли и подписали на МАКС-2011 учредительные документы Некоммерческого партнерства «Ассоциация проектировщиков авиационной промышленности» - «Авиапромпроект».
ОАО «Авиапром» активно участвует в выполнении комплекса научно-исследовательских работ по государственным контрактам с Минпромторгом России и договорам с предприятиями отрасли в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» и ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы и на период до 2015 года».
Наличие специализированных центров и фирм по всем аспектам функционирования отрасли, укомплектованных высококлассными специалистами разного профиля, а также уникальная постоянно пополняемая информационная база по всем предприятиям и подотраслям авиационной промышленности, обеспечивают глубокую обоснованность и комплексность проектов, программ и рекомендаций по развитию отрасли, разрабатываемых ОАО «Авиапром».
По результатам НИР, выполненных ОАО «Авиапром» в 2010-2011годах, сформирован комплексный план технического перевооружения и реконструкции предприятий авиационной промышленности; подготовлены предложения по формированию перечня строек объектов предприятий авиастроения, финансируемых из госбюджета; сформированы программные мероприятия по строительству, реконструкции и техническому перевооружению производств по выпуску современных и перспективных образцов ВВСТ, развитию экспериментальной стендовой базы авиастроения для выполнения гособоронзаказа; сформированы предложения по мерам государственного регулирования развития экспериментальной авиации в обеспечение повышения технического уровня и конкурентоспособности отечественной авиационной техники в период до 2020 года и в дальнейшей перспективе с осуществлением мер, обеспечивающих приемлемый уровень безопасности полётов отечественных воздушных судов и развития аэродромов экспериментальной авиации; разработан проект программы повышения энергетической эффективности авиационной промышленности; разработаны предложения по совершенствованию нормативной базы в области обеспечения качества авиационной техники и оборудования; доработана редакция «Основ политики Российской Федерации в области авиации и авиационной деятельности на период до 2020 года» для рассмотрения на заседании Совета Безопасности Российской Федерации, а также выполнены другие работы, важные для развития и повышения конкурентоспособности отрасли.
Основной задачей ОАО «Авиапром» в области регулирования авиационной деятельности в экспериментальной авиации является контроль за проведением испытаний и исследований в организациях авиационной промышленности согласно действующим нормативным документам.
Управление лётной службы ОАО «Авиапром» ежегодно разрабатывает «Организационно-методические рекомендации», которые являются основополагающими при организации и проведении испытаний и их обеспечении, осуществляет контроль лётно-методической работы, участвует в аттестации авиационного персонала, в расследовании авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами, разрабатывает и направляет в авиационные организации рекомендации по их предупреждению. Также Управление лётной службы ОАО «Авиапром» проводит комплексные обследования аэродромов экспериментальной авиации, ведёт государственный реестр аэродромов предприятий авиационной промышленности и реестр воздушных судов экспериментальной авиации… Все работы в области регулирования лётной деятельности направлены, прежде всего, на обеспечение безопасности полётов в экспериментальной авиации. Только в 2010 г. было проверено 11 лётно-испытательных подразделений, выполнены комплексные обследования семи аэродромов и строго контролируется процесс устранения выявленных недостатков.
На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011, как и на всех предыдущих, Управление лётной службы ОАО «Авиапром» осуществляло контроль подготовки и организации полётов российских и зарубежных воздушных судов, участвовавших в лётной программе. По общему мнению, лётная программа юбилейного авиасалона прошла успешно, несмотря на неблагоприятные метеоусловия в отдельные дни. Высокий профессиональный уровень работы наших специалистов был официально отмечен Департаментом авиационной промышленности Минпромторга России.
Решая задачи по технологическому обеспечению деятельности отрасли, специализированная фирма ОАО «Авиапром» осуществляет мониторинг показателей качества продукции самолётостроительных, агрегатостроительных и приборостроительных предприятий, готовит соответствующие справки для Минпромторга России, разрабатывает рекомендации по внедрению современных технологий и систем контроля качества на всех этапах организации производства. Также в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации ОАО «Авиапром» проводит экспертизу, согласование и утверждение сводных норм расхода драгоценных металлов и камней в технологических процессах на предприятиях отрасли.
Руководствуясь действующими нормативными правовыми актами по взаимодействию
Российской Федерации с Украиной и Узбекистаном, а также соглашениями с ОАО «ОАК», ОАО «Вертолеты России» и договорными отношениями, ОАО «Авиапром»участвовал в подготовке проектов межгосударственных соглашений по обеспечению взаимодействия в области создания авиатехники между Россией, Украиной и Узбекистаном, а также выполняет комплекс работ, направленных на развитие международной кооперации между предприятиями и организациями авиационной промышленности стран СНГ.
В целях обеспечения российских предприятий авиационной промышленности современным технологическим оборудованием, доказавшим свою эффективность и конкурентоспособность, ОАО «Авиапром» расширяет и развивает деловые связи с компаниями дальнего зарубежья, прежде всего из стран ЕС.
В 2008-2010 годах Президентом и Правительством Российской Федерации приняты ряд решений о подготовке документов, обеспечивающих выход из кризисного состояния и инновационное развитие авиационной промышленности до 2020-2025 годов.
Основные направления развития отрасли определены «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»:
- создание высококонкурентной авиационной промышленности;
- возвращение её на мировой рынок в качестве третьего производителя по объёму гражданской продукции;
- достижение 10-15 % уровня мирового рынка продаж гражданской авиационной техники в 2020-2025 годах.
Определены три приоритетных направления развития авиационной промышленности.
Первое направление – создание ряда перспективных образцов авиационной техники и двигателей.
Второе направление – обновление авиапромышленного комплекса, в том числе развитие производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала, развитие системы подготовки и переподготовки отраслевых кадров, увеличение объёма научных исследований, увеличение количества создаваемых новых технологий и ускорение их внедрения, внедрение и развитие новых технологий проектирования и производства авиатехники, расширение применения композиционных материалов при производстве авиационной техники, создание опытных самолётов и двигателей (демонстраторов новых технологий, в том числе авиационной техники на альтернативном топливе), снижение трудоёмкости серийно выпускаемой авиатехники в среднесрочной перспективе не менее чем в 1,3-1,6 раза.
Третье направление – поддержка продвижения российской авиатехники на рынки, в том числе развитие лизинга, распространение лизинга на поставки в рамках военно-технического сотрудничества, кредитование экспортных поставок и упрощение таможенного режима, организация политико-дипломатической поддержки, поддержка систем обеспечения жизненного цикла продукции, совершенствование нормативно-правовой базы с целью расширения участия в реализации перспективных авиационных проектов иностранных партнёров.
Реализация этих задач может быть обеспечена на основе инновационного пути развития отрасли, который должен быть определен в Государственной программе развития авиационной промышленности Российской Федерации на 2012-2025 годы.
Подготовка предложений в эту программу и обеспечение её реализации является основным перспективным направлением деятельности ОАО «Авиационная промышленность».
Отмечая 20-летний юбилей, коллектив ОАО «Авиапром» нацелен на масштабную и эффективную работу по реализации своей миссии - решению общеотраслевых задач в области авиационной деятельности, оказанию государственным органам исполнительной власти Российской Федерации, акционерам - предприятиям и организациям авиационной промышленности России и других стран СНГ консультационных, информационных, организационно-технических, проектно-строительных и других услуг, содействующих комплексному развитию ресурсной базы и повышению эффективности авиастроения, расширению и укреплению отраслевой кооперации, обеспечению конкурентоспособности авиационной деятельности на отечественном и мировом рынках.
У ветеранов и молодых специалистов ОАО «Авиапром» нет сомнений, что опираясь на вдохновляющие вековые традиции отечественного авиастроения, личный опыт и высокий профессионализм они внесут ещё больший вклад в утверждение России в качестве великой авиационной державы.
На фото слева в первом ряду (слева направо): Поносов Валерий Георгиевич – директор фирмы «Авиаприборостроение», Батков Александр Михайлович – директор Центра научно-исследовательских разработок и программ, Зеленов Виктор Александрович - директор Центра производственно-экономических программ, Урманов Рамиль Бареевич – директор фирмы «Технологическое обеспечение», Орлов Николай Михайлович – заместитель генерального директора, директор фирмы «Тяжёлые самолёты и вертолёты», Якунчикова Лидия Константиновна – главный бухгалтер, Фадеев Владимир Михайлович – заместитель генерального директора;
Во втором ряду (слева направо): Косов Юрий Вячеславович – начальник отделения фирмы «Авиапроминвест Проект», Кузнецов Кирилл Владимирович – начальник отдела фирмы «Авиапроминвест-Проект», Гуревич Валерий Борисович – начальник Управления кадров и АХО, Штуберт Александр Рихардович – заместитель генерального директора, директор фирмы «Авиапроминвест-Строй», Трифонов Игорь Валентинович – директор фирмы «Комплектация производственных программ», Соколов Олег Валерьевич – начальник отдела фирмы «Комплектация производственных программ», Апакидзе Владимир Валентинович – заместитель генерального директора, председатель Совета директоров, Кузнецов Виктор Дмитриевич – генеральный директор, Анисимов Андрей Игоревич – заместитель генерального директора, Иванов Борис Михайлович – заместитель начальника Управления лётной службы, Туников Александр Гаврилович – генеральный директор ЗАО «Авиапромстрой», Фадеев Сергей Владимирович – директор фирмы «Авиапроминвест-Наука», Ребиков Виктор Иванович – помощник генерального директора, начальник отдела корпоративного строительства и информационной политики.
Приложение №1: Выпуск гражданских самолётов и вертолётов в 1991-2010 годах
Приложение №3: Информация о парламентских слушаниях, «круглых столах» и совещаниях в Государственной Думе, Совете Федерации в 2001-2009 годах по авиационной деятельности в России, в организации и проведении которых принимало участие ОАО «Авиапром»