ОАО «АВИАПРОМ»: ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НА СЛУЖБЕ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Состоялось юбилейное годовое общее собрание акционеров ОАО «Авиапром»
г. Москва, ОАО «Авиапром». 25 мая 2017 года состоялось годовое общее собрание акционеров ОАО «Авиапром», которыми являются около 300 научных и производственных предприятий и организаций авиационной промышленности России и стран СНГ. Для Общества оно было юбилейным, знаменующим 25-летие деятельности в интересах сохранения и развития авиационной промышленности России.
Помимо руководителей предприятий-акционеров, ветеранов и сотрудников ОАО «Авиапром», в годовом собрании приняли участие и выступили с приветствиями представители Военно-промышленной комиссии РФ, Минпромторга России, отраслевого профсоюза «Профавиа».
Даже в сложных экономических условиях последних трёх лет, ОАО «Авиапром» успешно выполняет большой объём работ и услуг по регулированию авиационной деятельности в экспериментальной авиации, развитию материально-технической и технологической базы научных и производственных предприятий отрасли, ведёт научные исследования по совершенствованию нормативной правовой базы, структуры и системы управления авиационной промышленности, созданию перспективной авиационной техники с учётом реализации стратегических задач России в оборонной и социально-экономической сферах... В целом в 2016 году объём выполненных работ и оказанных услуг увеличился на 27% и составил около 1030 млн. рублей.
Акционеры утвердили годовой отчёт ОАО «Авиапром» за 2016-й год, избрали Совет директоров и ревизионную комиссию Общества, наметили планы на перспективу.
В президиуме годового общего собрания акционеров руководители ОАО «Авиапром» - генеральный директор В.Д. Кузнецов и председатель Совета директоров – заместитель генерального директора В.В. Апакидзе, а также секретарь Совета директоров Общества С.В. Плачкова.
С приветствием и пожеланиями от Военно-промышленной комиссии Российской Федерации к представителям предприятий-акционеров, ветеранам и сотрудникам ОАО «Авиапром» обратился член Коллегии, председатель Совета по авиастроению ВПК РФ Михаил Иванович КАШТАН.
По поручению Минпромторга России Алексей Иванович Ляшенко представил приветствия акционерам и коллективу ОАО «Авиапром» от заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Олега Евгеньевича БОЧАРОВА и директора Департамента авиационной промышленности Минпромторга России Сергея Владимировича ЕМЕЛЬЯНОВА.
Участники годового общего собрания акционеров ОАО «Авиапром».
Открыл и вёл годовое собрание председатель Совета директоров, заместитель генерального директора ОАО «Авиапром» Владимир Валентинович АПАКИДЗЕ. Он отметил, что и в юбилейном для ОАО «Авиапром» 2016 году, как и 25 лет назад, Общество основной упор в своей деятельности делало на решении наиболее актуальных задач отрасли в интересах развития предприятий – акционеров, наращивания выпуска конкурентоспособной отечественной авиационной техники военного и гражданского назначения.
С отчётным докладом выступает генеральный директор ОАО «Авиапром» В.Д. КУЗНЕЦОВ.
С отчетным докладом по итогам деятельности Общества в 2016 году выступил генеральный директор ОАО «Авиапром» Виктор Дмитриевич КУЗНЕЦОВ.
- Для авиационной общественности отчетный 2016 год был многократно юбилейным. Многие предприятия отрасли праздновали знаменательные даты со дня образования своих организаций, - сказал он. - Важным событием в мае 2016 года явилось празднование 25-летия со дня образования Международной ассоциации авиационного двигателестроения (АССАД). Все эти годы бессменным Президентом АССАД является Виктор Михайлович Чуйко – заместитель министра авиационной промышленности СССР до 1992 года, постоянный член Совета директоров ОАО «Авиапром».
6-го декабря 2016 года мы праздновали 25-летие Российского союза объединений, ассоциаций, предприятий и организаций авиационной промышленности – Россоюза «Авиапром». О славном пути нашей организации мы рассказали в информационном вестнике Авиапрома.
Все эти годы совместно с другими общественными объединениями наши организации работали по согласованной единой повестке дня, которая была направлена на консолидацию деятельности разобщенных после ликвидации МАП СССР предприятий и научных организаций в условиях невнятной промышленной политики, проводимой Правительством Российской Федерации в 90-е годы прошлого столетия.
В результате совместных действий удалось с большим напряжением добиться утверждения сначала «Программы развития гражданской авиационной техники на период до 2000 года», а затем - разработанной под руководством Минобороны России ГПВ на 1996 – 2005 годы.
Несмотря на крайне низкое и нестабильное финансирование, недостаток кредитных ресурсов, коллективам авиационных предприятий и организаций удалось завершить сертификацию ряда гражданских самолетов и вертолетов (ТУ-334, ТУ 204 (214), Ил-96-300, Бе-200 и другие), обеспечить выпуск за 1992-1999 годы 240 гражданских самолетов и 900 вертолетов. Правда, это составляло всего 6% и 30% соответственно от намеченного в Программе. В военном сегменте на базе СУ-27 и МиГ-29 были разработаны и произведены ряд модификаций данных самолетов как на зарубежный рынок, так и для нужд Минобороны России, созданы первые образцы самолета ПАК ФА, запущены в серийное производство вертолеты Ми-28Н и Ка-52…
Даже при неполной реализации намеченных мероприятий, в 1990-е годы авиационная промышленность за счет использования собственных средств, привлечения кредитов и минимальной государственной поддержке сумела сохранить значительную и наиболее развитую часть основных фондов предприятий и организаций, экспериментально-стендовую и испытательную базу научных центров, провести реконструкцию многих производств и внедрение новых технологий, обеспечив достаточный потенциал для создания и производства современной авиационной техники.
Совместная работа наших организаций во многом содействовала сохранению кадрового потенциала и существующих авиационных технологий, в отрасли сохранились кооперационные связи.
Характеризуя основные производственно-экономические результаты работы предприятий и организаций – акционеров Общества в 2016 году, следует отметить, что производственный и научно-технический потенциал авиационной промышленности России обеспечивал выполнение государственных заказов и заказов авиационных компаний по созданию и производству авиационной техники, а также техники промышленного и гражданского назначения.
Основными результатами работы предприятий и организаций отрасли в 2016 году являются следующие показатели:
- поставлены заказчикам 305 самолетов и вертолетов государственного и гражданского назначения;
- завершена постройка первого опытного образца ближне – среднемагистрального самолета МС-21-300, первый полет назначен на первое полугодие 2017 года;
- получен европейский сертификат на изменение конструкции самолета SSJ-100 с дальностью полета до 6 тысяч километров;
- продолжалось серийное производство самолета SSJ-100 различных модификаций на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе, с 2008 года поставлено 117 самолетов, в том числе в 2016 году – 27 самолетов;
- ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева»: после переноса производства из Иркутска в Таганрог был поставлен заказчику первый самолет-амфибия Бе-200ЧС;
- произведен основной объем сертификационных испытаний истребителя 5-го поколения ПАК-ФА. Построено и передано в 2016 году на испытания еще 2 самолета данной модификации. Всего на испытания поставлено 7 самолетов данного типа;
- проводились сертификационные испытания двигателя ПД-14 с тягой 9-18 тонн, предназначенного для самолета МС-21 и транспортного самолета МТА, сертификация должна быть закончена в 2018 году;
- вертолеты Ка-52, Ми-28Н впервые участвовали в военных действиях в Сирийской арабской республике, подтвердив все заявленные характеристики;
- в ходе работ по созданию скоростного вертолета на АО «МВЗ им. М.Л. Миля» при испытаниях была достигнута скорость 405 км/час;
- поднялся в воздух вертолет Ка-62 со взлётной массой 6-7 тонн;
- вертолетные двигатели ВК-2500 в количестве 60 шт. на ОАО «Завод им. Климова» были изготовлены полностью из деталей и комплектующих, произведенных в России.
Общий объем продаж продукции в отрасли составил в 2016 году 1142,6 млрд. рублей.
Общий объем производства предприятий авиационной промышленности к уровню 2015 года составил 109,0%, объем производства гражданской продукции – 121,2%.
Производительность труда в 2016 году выросла и составила к уровню 2015 года 115,5%, или 3565 тыс. руб. в год на одного работника.
Средняя заработная плата выросла и составила к уровню 2015 года 111,8% или 46245 рублей.
В 2016 году общая численность работающих в отрасли выросла и составила к уровню 2015 года 100,7%
Информация по производственно-экономическим показателям авиационной промышленности России в 2014, 2015, 2016 годах
и планы на 2017 год
Показатели |
Един. измер. |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год план |
к предыдущему году |
% |
117,1 |
105,9 |
109,0 |
105,1 |
в том числе: |
|||||
1.1. Объем производства гражданской продукции |
% |
102,1 |
90,8 |
121,2 |
110,3 |
1.2. Объем производства продукции государственного назначения |
% |
121,5 |
108,4 |
106,2 |
103,7 |
2. Численность работников |
тыс. чел. |
403,9 |
411,0 |
414,2 |
414,5 |
3. Среднемесячная зарплата на 1-го работника |
руб. |
38179 |
41364 |
46245 |
48500 |
В 2016 году было поставлено заказчикам 136 самолетов и 169 вертолетов государственного и гражданского назначения, 844 авиационных двигателя.
В отчётом 2016 году производство продукции к уровню 2015 года составило:
спецтехники - 123,1%,
агрегатостроения – 102,0%,
приборостроения – 111,9%.
Кроме того, в 2016 году в Вооруженные силы России поставлено 105 комплексов, включающих 260 беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Сравнительная таблица производства и поставки
самолетов и вертолетов
2015 год |
2016 год |
2017 год план |
|
Гражданские магистральные и региональные самолеты |
27 |
28 |
36 |
Самолеты государственного и специального назначения |
130 |
108 |
109 |
Всего самолетов |
157 |
136 |
147 |
Гражданские вертолеты |
26 |
16 |
66 |
Вертолеты государственного назначения |
186 |
153 |
148 |
Всего вертолетов |
212 |
169 |
214 |
Всего воздушных судов |
369 |
305 |
361 |
В 2016 году объём фактических затрат из средств федерального бюджета на реализацию Госпрограммы составил 51,6 млрд. рублей, или 98% от сводной бюджетной росписи.
Объём затрат на исследования и разработки в 2016 году составил 31,7 млрд. руб.
Анализируя итоги выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2016 году, следует отметить, что формирование научно-технического задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства, проводилось по всем приоритетным направлениям авиационной науки, в том числе по аэродинамике и прочности, по авиационным материалам и технологиям, по авиационным двигателям, бортовому оборудованию и агрегатам, по формированию и реализации государственной политики в сфере авиационной деятельности.
В 2016 году получено 7 патентов и 35 ноу-хау, подано 52 заявки на патенты и свидетельства для программ ЭВМ. Создано 185 демонстраторов технологий и прототипов.
Фондовооружённость одного работника научных организаций отрасли составила 1,4 млн.руб.
С целью создания и поддержания постоянно обновляемого научно-технического задела, необходимого российской авиационной промышленности для осуществления прорыва по ряду ключевых направлений, в рамках подпрограммы «Авиационная наука и технологии» Государственной программы в 2016 году головными НИИ авиационной промышленности ФГУП «ЦАГИ», ФГУП «ЦИАМ», ФГУП «ВИАМ», ФГУП «ГосНИИАС», АО «ЛИИ им. М.М. Громова», ФГУП «СибНИА», ЗАО «НИИ экономики авиастроительной промышленности» выполнены предметно-ориентированные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
В 2016 году на мероприятия по капитальному строительству были запланированы бюджетные ассигнования в рамках 2 федеральных целевых программ в объёме 123,3% от уровня 2015 года.
Задания по финансированию объектов капитального строительства (за счет средств федерального бюджета) на 2016 год выполнены предприятиями (организациями) на 97,2%.
В эксплуатацию введено 29 объектов капитального строительства.
Наиболее существенные объемы государственных капитальных вложений в 2016 году в рамках ФАИП были профинансированы по объектам предприятий (организаций), входящих в Государственную корпорацию «Ростех» и интегрированные структуры ПАО «ОАК», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
В 2016 году поставка Россией за рубеж вооружений и военной техники увеличилась по сравнению с предыдущим годом и составила свыше 15 млрд. долларов. Доля авиационной техники от общего объёма экспорта ВВТ составила более 50%.
Внешнеэкономическая деятельность и международное сотрудничество в отрасли осуществляется в рамках реализации мероприятий по содействию развитию экономически обоснованной интеграции и кооперации с зарубежными странами и иностранными коммерческими компаниями при разработке, производстве и эксплуатации авиационной техники, исходя из приоритета национальных интересов Российской Федерации с учётом проводимых работ по импортозамещению.
Это особенно показательно в рамках российско-китайского сотрудничества по реализации программы разработки, производства, коммерциализации и послепродажного обслуживания широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолёта и программы создания гражданского перспективного тяжёлого вертолёта.
По ранее подписанным контрактам Россией продолжаются поставки в Китай самолета СУ-35, в Мексику SSJ-100, в 2016 году РСК МиГ завершил поставку всех самолётов МиГ-29/куб для ВМС Индии.
В различной степени реализации и проработки находятся ряд других проектов по ВТС и экспорту авиационной техники российского производства.
В 2016 году развивались партнерские отношения между ОАО «Авиапром» и Российским профсоюзом авиационной промышленности, закрепленные совместным Соглашением. Шёл обмен взаимной информацией, проводились совместные мероприятия, в том числе в области охраны труда.
В 2016 году в отрасли сохранилась устойчивая тенденция снижения общего уровня производственного травматизма.
В отчётном периоде было зарегистрировано 497 страховых случаев, связанных с производственным травматизмом, что ниже аналогичного показателя 2015 года на 12,7% (на 71 случай).
В 2016 году в отрасли были несчастные случаи на производстве, которые привели к гибели 4-х человек. Анализ несчастных случаев, произошедших в 2016 году на предприятиях отрасли, показывает, что, как и в предыдущие годы, большинство несчастных случаев происходит по причинам организационного характера. Таких, как неудовлетворительная организация производства работ, нарушения требований безопасности, работа на неисправном оборудовании и т.д.
В целом по отрасли в 2016 году проведена оценка условий труда на 371,4 тысяч рабочих мест, в т.ч. с участием АО «АвиапромТест».
Отнесено к вредным и опасным классам условий труда 120,8 тысячи рабочих мест. В отрасли зарегистрировано 2404 работника, имеющих профессиональное заболевание, в том числе в 2016 году установлено профзаболевание в 191 случае.
Остается не укомплектованными службы охраны труда предприятий. Состояние условий труда во многом зависит от вложений средств в мероприятия по их улучшению. Однако, в 2016 году уменьшился объём финансирования данных мероприятий. Затраты по охране труда в расчете на одного работника в среднем по авиационной промышленности составили 13,7 тыс.руб., это на 26,2% меньше, чем в 2015 году.
Анализируя основные итоги работы авиационной промышленности России в 2016 году, следует отметить, что, как и в предыдущие годы, не были достигнуты плановые задания Госпрограммы РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2015 годы» по причине завышенной оценки составителями Госпрограммы возможностей авиационной промышленности и размеров бюджетного финансирования, а также без учёта ухудшения геополитической ситуации и состояния российской экономики в 2015 – 2016 годах.
Результаты поставок авиационной техники в 2016 году ниже объёмов поставок 2015 года, и это несмотря на то, что гособоронзаказ 2016 года был выполнен на 98%, а поставки гражданских самолётов соответствовали заключенным контрактам.
Снижение результатов работы отрасли в 2016 году было вызвано следующими причинами.
В области производства авиационной техники:
- отставанием по срокам испытаний и сертификации самолёта Т-50 и передачи его в серийное производство. Сертификацию самолёта планируется закончить в 2017г.
- медленным развертыванием серийного производства на Ульяновском авиационном комплексе самолёта Ил-76-90А, сертификация которого должна быть закончена в 2017 году;
- срывом сроков начала серийного производства самолёта Бе-200ЧС (из заказанных МЧС на ПАО «ТАНТК им. Бериева» 8-ми самолётов поставлен 1);
- сокращением выпуска самолётов Ан-148 и Ан-140 из-за полного прекращения кооперационных связей с авиационными предприятиями Украины;
- задержкой изготовления новой партии модернизированного самолёта ТУ-160 М2, первый полет которого намечен на 2018 год;
- отсутствием заказов на самолет SSJ-100 для полной загрузки мощностей комсомольского на Амуре авиационного завода (50 самолётов в год);
- задержкой доработки вертолёта Ми-38 и разработки вертолёта Ка-62;
- отставанием по началу серийного производства двигателя ПД-14 для семейства самолётов МС-21 и других перспективных разработок летательных аппаратов.
В области авиационной науки и опытно-конструкторских работ следует отметить: несмотря на увеличивающийся объём финансирования НИОКР из федерального бюджета 2016 года в целях реализации Государственной программы не удалось обеспечить рост показателей по основным программным индикаторам.
Так, количество полученных патентов в 2015 году составляло 105 шт., в 2016 году - только 7 штук. Зарегистрированных ноу-хау в 2015 году 233 шт., в 2016 году – только 35. Такой индикатор, как реализация на зарубежном рынке научных услуг и технологий, вообще исключен из учета и контроля.
Предложенные в уточненной редакции Госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы» индикаторы, показывающие динамику развития авиационной науки и опытно-конструкторских работ, не характеризуют конкретику этих работ и носят поверхностное понимание осуществляемой научной деятельности.
В области капитального строительства особенно следует отметить неэффективное использование бюджетных и кредитных средств в рамках реализации инвестиционных проектов за 2012 – 2016 годы.
На 1 января 2017 года объём выделенных средств на эти цели составляет более 100 млрд. рублей, остались не освоенными около 45 млрд. рублей. В том числе на счетах организаций - бюджетополучателей более 20 млрд. рублей. Не введено в эксплуатацию 11 объектов капитального строительства.
Все приведенные факты свидетельствуют об отсутствии действенного контроля за исполнением программных и бюджетных плановых заданий.
Сегодня требуется улучшение работы по повышению исполнительской дисциплины в отрасли и дальнейшему совершенствованию кадровой политики.
Следует отметить, что наша отрасль структурно состоит из 9-ти интегрированных организаций со штатом управленческого персонала более 3-х тысяч сотрудников, размещенных в московских офисах, и около 40-ка независимых или частных организаций и предприятий.
Напомню, что в аппарате МАП СССР, которому напрямую подчинялись все научные и производственные предприятия и организации отрасли единой тогда огромной страны, работало 1100 сотрудников и производилось ежегодно до 1500 самолётов и вертолётов и десятки тысяч единиц авиационного вооружения.
А в 2016 году в России было произведено 305 летательных аппарата. При этом, имея постоянно увеличивающееся бюджетное финансирование корпораций, научные и производственные предприятия отрасли не обеспечили выполнение основных показателей Госпрограммы.
И в этих условиях мы ещё раз возвращаемся к вопросу о необходимости структурных преобразований в авиационной промышленности с внедрением эффективной организационно-управленческой модели, исключив избыточные звенья корпоративного управления, создав государственный орган отраслевого управления, непосредственно подчиненный Правительству Российской Федерации.
Характеризуя результаты работы ОАО «Авиапром» в 2016 году, докладчик отметил, что объем выполненных работ и оказанных услуг обеспечен более чем на 1029,6 млн. рублей, что составляет 127% к уровню 2015 года.
- В соответствии с решениями общего годового собрания акционеров и Совета директоров в 2016 году исполнительная дирекция ОАО «Авиапром» продолжала взаимодействие с предприятиями и организациями отрасли – акционерами Общества, а также интегрированными структурами, по оказанию практической помощи при реализации федеральных целевых программ, Государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы» и других мероприятий по развитию авиационной промышленности.
При этом выполнялись работы по следующим направлениям:
- научно-исследовательские работы;
- поставка оборудования в рамках исполняемых государственных контрактов;
- генподрядные, строительные и проектные работы;
- инжиниринговые работы и услуги;
- консультационные и иные работы и услуги.
В 2016 году ОАО «Авиапром» выполняло научно-исследовательские работы по государственным контрактам с Минпромторгом России и договорам с организациями авиационной промышленности в объёме 79,5 млн. рублей по следующим направлениям:
1. В части развития материально-технической базы отрасли.
2. В части формирования научно-технического задела, мониторинга достигнутых экономических и целевых индикаторов.
3. В части обеспечения лётной деятельности в области экспериментальной авиации.
В области капитального строительства объём выполненных работ и оказанных услуг ОАО «Авиапром» с учётом работ соисполнителей в 2016 году составил:
- Генподрядные строительные работы - 238 млн. рублей
- Поставка и монтаж оборудования - 628 млн. рублей
- Проектные работы - 50 млн. рублей
- Прочие работы и услуги - 34 млн. рублей
Наиболее существенные объёмы работ выполнены в организациях и предприятиях АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», АО «НИИ парашютостроения», ФГУП «ГосНИИАС», ФГУП «НИИСУ».
Введено в эксплуатацию 2 объекта на предприятии АО «НИИ парашютостроения».
В 2016 году в соответствии с Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1997 года № 1552 Управление лётной службы ОАО «Авиапром» продолжало выполнять работы и услуги, связанные с регулированием деятельности в области экспериментально авиации.
В соответствии с Планом совершенствования нормативной правовой базы в области экспериментальной авиации были разработаны и представлены в Департамент авиационной промышленности 4-ре нормативных документа, касающиеся организации лётной работы в подразделениях авиастроительных предприятий.
В соответствии с требованиями Организационно-методических рекомендаций ДАП, Управление лётной службы – провело комплексные проверки организации и проведения летно-испытательной работы в 10 лётно-испытательных подразделениях авиационной промышленности. Выполнены работы по комплексному обследованию 6-ти аэродромов экспериментальной авиации. Кроме того, проведена внеплановая аттестация 12-ти вновь назначенных на должности руководителей летно-испытательных подразделений авиационных организаций экспериментальной авиации и их заместителей.
В 2016 году обеспечено 176 международных полётов экспериментальной авиации (специалисты УЛС осуществляли контроль готовности экипажей и воздушных судов к ним).
Управление лётной службы принимало участие в заседаниях Методического совета и Центральной аттестационной комиссии экспериментальной авиации, ежеквартально контролировало учебные процесс в Школе лётчиков-испытателей им. А.В. Федотова по обучению и повышению квалификации авиационного персонала.
В 2016 году в экспериментальной авиации не произошло авиационных происшествий, зарегистрировано 24 авиационных инцидента.
Причинами авиационных инцидентов явились:
- ошибки летного и технического состава при подготовке и эксплуатации авиационной техники – 9 случаев;
- отказы авиационной техники - 14 случаев.
Однако, по нашему мнению, вопросы обеспечения безопасности полетов, профилактики авиационных происшествий и инцидентов на методических советах рассматриваются не регулярно, специальные занятия по безопасности полётов не во всех ЛИП проводятся на должном уровне. Планы мероприятий по устранению недостатков, выявленных при расследовании авиационных происшествий и инцидентов, при предыдущих проверках ЛИП и аэродромов, отрабатываются не всегда своевременно и качественно, мероприятия выполняются не в полном объёме. Не во всех ЛИП сформированы службы безопасности полетов. Состояние аэродромов ЭА, их оборудования, не в полном объёме соответствуют требованиям Норм годности экспериментальной авиации.
Результаты проверок доводились до руководителей авиационных организаций для принятия конкретных мер по устранению имеющихся недостатков, а также директору Департамента авиационной промышленности Минпромторга России.
В отчётном 2016 году ОАО «Авиапром» принимало участие в подготовке и проведении авиационно-космических салонов и выставок.
2-5 июня 2016 г. в Астане (Республика Казахстан) проведена Международная выставка вооружения и военно-технического имущества «Кадекс-2016» с участием в летной программе воздушных судов экспериментальной авиации России. УЛС ОАО «Авиапром» по поручению Минпромторга России обеспечивало методическую готовность летного состава и воздушных судов, обеспечивало контроль выполнения тренировочных и демонстрационных полетов на Выставке.
22-25 сентября 2016 г. под эгидой Минпромторга России проведена 11-я Международная выставка и научно-практическая конференция по гидроавиации «Геленджик-2016». Специалисты УЛС и других подразделения ОАО «Авиапром» участвовали в работе организационного комитета и других руководящих (контрольных) органов выставки, а также в непосредственном выполнении мероприятий по её подготовке и проведению.
Летные программы на «Кадекс-2016» и «Геленджик-2016» выполнены без авиационных происшествий и авиационных инцидентов.
В 2017 году ОАО «Авиапром» в целях реализации Плана мероприятий по обеспечению проведения 13-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2017 по поручению Минпромторга России примет участие в обеспечении методической готовности летного состава, воздушных судов авиационных организаций экспериментальной авиации, готовности аэродрома Раменское, служб управления и обеспечения полетов к выполнению тренировочных и демонстрационных полетов по плану авиационно-космического салона.
Подразделения ОАО «Авиапром» в 2016 году продолжали оказывать услуги и консультации предприятиям и организациям отрасли в решении организационных, технических и других вопросов, связанных с формированием и выполнением годовых программ создания и производства авиационной техники в широкой кооперации на предприятиях России, а также для реализации программы по импортозамещению, оказывались консультационные услуги по доводке и модернизации самолётов и вертолётов гражданского и государственного назначения, в том числе по модернизации и возобновлению выпуска стратегического бомбардировщика ТУ-160, организации производства Ил-114В и другие.
ОАО «Авиапром» проводит работу со 125-ю предприятиями отрасли по экспертизе, согласованию и утверждению Сводных норм расхода драгоценных металлов и драгоценных камней в технологических процессах производства на предстоящий расчётный год, а также по экспертизе технического уровня материалов на выдачу «Разрешения» на применение драгоценных металлов и камней в производственных процессах в соответствии с требованиями Регламента. При проверке Пробирной палатой Минфина России предприятий авиационной промышленности на наличие и качество оформления сводных норм расхода драгоценных металлов и камней за последние годы не было замечаний в адрес служб нормирования предприятий и ОАО «Авиапром».
В целях информационного обеспечения работы по оказанию предприятиям и организациям авиационной промышленности России – акционерам Общества консультационных, организационно-технических и других услуг, содействующих решению их стратегических задач, в 2016 году была продолжена планомерная публикация в отраслевых журналах «АвиаСоюз», «Крылья Родины» и других изданиях аналитических материалов руководителей и ведущих специалистов исполнительной дирекции ОАО «Авиапром».
Как и в предыдущие годы, ОАО «Авиапром» обеспечивало комплексную информационную поддержку деятельности Департамента авиационной промышленности Минпромторга России на основе данных мониторинга нормативно-правовой базы авиастроения и в целом авиационной деятельности, состояния материально-технической базы предприятий отрасли, качества выпускаемой ими продукции, охраны труда, выполнения целевых индикаторов ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», вошедшей в состав Госпрограммы РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».
В том числе ОАО Авиапром» содействовало реализации политики министерства по повышению информированности авиационной общественности и в целом гражданского общества о состоянии и перспективах развития авиационной промышленности России, обеспечивая подготовку для публикации информационно-аналитических материалов.
В 2016 году ОАО «Авиапром» при активной информационной поддержке со стороны предприятий-акционеров подготовило и издало объёмный труд по истории авиационной промышленности России «МАП СССР (1946-1991)», посвящённый 70-летию создания Министерства авиационной промышленности СССР. В книге дан подробный обзор деятельности МАП СССР как единого научно-производственного комплекса, органично включённого в общегосударственную систему стратегического и текущего планирования и управления. В издании на документальной основе показана эффективная слаженная работа под руководством МАП СССР учёных, конструкторов, коллективов заводов отрасли, которые обеспечили Советскому Союзу статус великой авиационной державы, способной эффективно решить любые сложнейшие научно-технические и технологические задачи по созданию и серийному производству всех типов авиационной и авиационно-космической техники и всех её комплектующих: авиадвигателей, приборов и агрегатов.
Во втором полугодии 2016 года ОАО «Авиапром» при информационной поддержке предприятий-акционеров начало подготовку издания по истории отечественной авиационной промышленности в новейший период: «Авиастроение в эпоху перемен (1991-2016 годы)». Оно будет посвящено 25-летию создания Россоюза «Авиапром».
Развивается корпоративный сайт ОАО «Авиапром», в котором помимо представительской и новостной информации публикуются аналитические материалы по текущим и перспективным работам ОАО «Авиапром» и предприятий-акционеров, а также по общим проблемам развития отрасли.
Составной частью информационного обеспечения общеотраслевых функций ОАО «Авиапром» было награждение общественными наградами, учреждёнными Советом директоров Общества:
- Золотой медалью имени П.В. Дементьева (за заслуги в создании и организации производства новейших образцов авиационной техники, в реконструкции и модернизации мощностей научной и производственной базы авиационной промышленности) награждены – 45 руководителей предприятий, научных и конструкторских организаций;
- 35-ти заслуженным работникам отрасли, проработавшим более 30 лет на предприятиях и в организациях авиационной промышленности, присвоено почётное общественное звание «Ветеран авиационной промышленности»;
- почётным званием «Надежда авиастроения» награждены 32 молодых специалиста отрасли за успешную и эффективную научную, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, разработку и осуществление мероприятий, направленных на повышение эффективности организации производства и качества выпускаемой продукции.
Награды ОАО «Авиапром» являются формой признания авиационной общественностью личных заслуг и значительных достижений в области создания образцов авиационной техники и развития авиационной промышленности, а также способствуют повышению престижности работы на предприятиях отрасли среди молодых специалистов.
Наступивший 2017 год авиационная общественность России отмечает как год 110-летия со дня рождения Петра Васильевича Дементьева – выдающегося государственного деятеля, министра авиационной промышленности СССР в 1953-1977 годы, генерал-полковника – инженера, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР.
2 февраля 2017 года ОАО «Авиапром» организовало научно-практическую конференцию, посвященную деятельности и историческому наследию П.В. Дементьева, в которой приняли участие заслуженные ветераны отрасли, руководители научных и производственных предприятий и организаций авиационной промышленности России, отраслевого профсоюза «Профавиа», представители Военно-промышленной комиссии РФ и Департамента авиационной промышленности Минпромторга России.
Под руководством Петра Васильевича Дементьева научные и производственные предприятия, входившие в единую систему Министерства авиационной промышленности СССР, обеспечили наиболее высокие темпы развития, создания и серийного выпуска военной и гражданской авиационной техники, не уступавшей лучшим мировым аналогам или вообще уникальной. Советский Союз стал общепризнанной великой авиационной державой, способной самостоятельно решить любую научно-техническую и производственно-технологическую задачу в авиационной деятельности. Девизом и жизненным принципом Петра Васильевича Дементьева можно считать его слова: «Требуй от жизни невозможного, и получишь максимум».
2017 год начался для нас, авиастроителей, с ряда кадровых изменений в руководстве Минпромторга и отдельных корпораций:
- заместителем Министра промышленности и торговли Российской Федерации назначен господин Бочаров Олег Евгеньевич;
- Андрей Иванович Богинский назначен генеральным директором АО «Вертолёты России»;
- Генеральным директором АО «Технодинамика» назначен Насенков Игорь Георгиевич.
Ряд кадровых изменений произошёл в руководстве ПАО «ОАК».
Мы желаем Олегу Евгеньевичу Бочарову скорейшей адаптации в отрасли и выражаем надежду, что новые руководители Министерства и корпораций приложат максимальные усилия в преодолении кризисных явлений в авиационной промышленности.
В области государственного управления авиационной деятельностью Российской Федерации Правительством утверждены 31 марта 2017 года изменения в государственные программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» и «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы». Данные изменения вносят уточнения в показатели отдельных индикаторов программ, связанные с изменившейся внешнеполитической и экономической ситуацией в мире. В связи с этим в 2017 году предприятиями и организациями отрасли планируется поставить заказчикам 361 воздушное судно государственного и гражданского назначения, в том числе 147 самолётов и 214 вертолётов.
Объём производства к уровню 2016 года должен составить 105,1%. Средняя зарплата в месяц на 1 работника должна составить 48500 рублей. Необходимо обеспечить освоение бюджетных капитальных вложений на 126 объектах отрасли с вводом в эксплуатацию 61 объекта.
С учётом задач, поставленных перед авиационной промышленностью, и в соответствии с решениями Совета директоров, основными направлениями деятельности ОАО «Авиапром» являются:
- скоординированная работа с органами исполнительной власти, прежде всего с Минпромторгом России, и развитие сотрудничества с ведущими отраслевыми институтами, интегрированными структурами промышленности и другими отраслевыми организациями и предприятиями, определяющими промышленную политику и развитие авиастроения;
- реализация подписанных в 2009-2016 годах с этими и другими структурами специальных «Соглашений» о сотрудничестве и взаимодействии;
- взаимодействие с Минпромторгом России в части реализации мероприятий, предусмотренных «Основами государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года»;
- участие совместно с Минпромторгом России в подготовке мероприятий по реализации уточнённых параметров Государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» в редакции постановления Правительства РФ от 31 марта 2017 года №379.
В конце своего обстоятельного доклада В.Д. Кузнецов сказал:
- Завершая отчёт о работе ОАО «Авиапром» в 2016 году и анализ деятельности предприятий и организаций – акционеров Общества, докладывая Вам задачи на 2017 год, хочу быть уверенным, что при наличии политической воли у высшей государственной власти России в проведении структурных и кадровых преобразований в экономике и промышленности, авиационное сообщество преодолеет существующие проблемы, создаст обновленную авиационную промышленность и передовые (прорывные) образцы военной и гражданской авиатехники. Для честных и преданных авиационному делу людей впереди много работы по стабилизации и развитию авиационной промышленности России. История Авиапрома продолжается…
Президент АССАД В.М. ЧУЙКО. Председатель «Профавиа» А.В. ТИХОМИРОВ Зам. генерального директора
АО «Корпорация «ТРВ» В.П. РОМАНОВ
В обсуждении отчетного доклада приняли участие президент АССАД Виктор Михайлович ЧУЙКО, председатель «Профавиа» Алексей Валентинович ТИХОМИРОВ, заместитель генерального директора АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Василий Петрович РОМАНОВ. Они отметили значительный вклад Общества в решение большого комплекса общеотраслевых задач, а также плодотворность сотрудничества возглавляемых ими организаций и предприятий с высокопрофессиональным коллективом ОАО «Авиапром». Особо выступающие отметили важную роль издаваемой ОАО «Авиапром» серии книг по истории отечественной авиационной промышленности, которые на живых примерах, цифрах и фактах помогают воспитывать новое поколение авиастроителей России, достойных наших великих предшественников...
Учитывая, что для авиационной общественности России 2017 год проходит под знаком 110-летия со дня рождения Петра Васильевича Дементьева, выдающегося государственного деятеля и легендарного руководителя отечественной авиационной промышленности, участникам годового общего собрания акционеров ОАО «Авиапром» был показан документальный фильм об основных вехах его жизни, жизненных принципах и деятельности, воплощённой в передовой авиационной технике, в сформированных научных, конструкторских и производственно-технологических школах, научно-техническим заделом и изделиями которых мы пользуемся до сих пор.
Заместитель генерального директора ОАО «Авиасалон» Н.А. Занегин.
В феврале 2017 года исполнилось 25 лет ОАО «Авиасалон» - устроителю Международных авиационно-космических салонов (МАКС). Одним из учредителей и акционеров ОАО «Авиасалон», а также активным участником подготовки и проведения всех авиасалонов в Жуковском, является ОАО «Авиапром». Подразделения Общества обеспечивают, в том числе, безопасное выполнение лётных программ – самой захватывающей части этих ярких праздников авиации, а также готовят научно-технические отчёты по итогам авиасалонов. В качестве почётного гостя на годовом общем собрании акционеров ОАО «Авиапром» выступил заместитель генерального директора ОАО «Авиасалон» Николай Александрович ЗАНЕГИН, для которого МАКС является главным делом жизни. Участники годового собрания посмотрели динамичный юбилейный видеофильм «МАКС-25», который ещё раз показал, что российский Международный авиационно-космический салон в подмосковном Жуковском всё больше набирает высоту, став одним из самых престижных авиасалонов мира.
В зале годового общего собрания акционеров ОАО «Авиапром» деловой настрой.
Заслуженные организаторы отечественной авиационной промышленности - заместитель генерального директора ОАО «Авиапром» В.М. Фадеев и заместитель министра авиационной промышленности СССР в 1983-1992 годах Ю.В. Никитин.
Общее собрание акционеров утвердило годовой отчет и годовую бухгалтерскую отчетность за 2016 год. Утверждено было также рекомендованное Советом директоров распределение полученной чистой прибыли, которая направлена на развитие ОАО «Авиапром».
Собрание акционеров выбрало новый состав Совета директоров, ревизионную комиссию и утвердило аудитора Общества.
В состав Совета директоров ОАО «Авиапром» в частности вошли:
- В.Д. Кузнецов, генеральный директор ОАО «Авиапром»,
- В.В. Апакидзе, председатель Совета директоров, зам. генерального директора ОАО «Авиапром»,
- А.И. Анисимов, исполнительный директор ОАО «Авиапром»,
- В.М. Чуйко, президент АССАД,
- Б.В. Обносов, генеральный директор АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»,
- Б.И. Тихомиров, генеральный директор ЗАО «Казанский Гипронииавиапром»,
и другие авторитетные в отрасли руководители предприятий.
Информационное и техническое обеспечение мероприятий ОАО «Авиапром» всегда на высоте.
Участники годового общего собрания акционеров могли ознакомиться с фундаментальными изданиями ОАО «Авиапром» по истории авиационной промышленности России и выпусками ведущего отраслевого журнала «Крылья Родины».
Соб. инф.
Фото - Д.Ю. Безобразова